Часы и время Владимира Осиповича Прусса: 1. Юность в России

В.О. Прусс преподает часовое дело детдомовцам-беспризорникам.
«Огонёк», 19 февраля 1928
Вольф (Власимир Осипович) Прусс был очень талантливым, ершистым мальчишкой из хасидского местечка, идеалистом, бросившим комфортабельную семейную жизнь в Женеве ради своей мечты о превращении России в мировой центр часовой промышленности – со вчерашними беспризорниками из детдомов, ставшими первыми в стране часовыми мастерами! Линия этого повествования проходит через Сибирь и Швейцарию, в ней участвуют интереснейшие американцы, в ней играют роль Ленин, Троцкий, и, в конце концов, Сталин.
Первые советские часы с первого завода В.О. Прусса.
«Правда», 20 декабря 1932 г.
В.О. Прусс был расстрелян в кровавом 1937-м году, и его имя было стерто со страниц официальной истории. Но память его возвращается…

Я планирую разделить эту историю, над которой я работал много лет с помощью родственников и энтузиастов часового дела, на 3 главы: Россия, эмиграция, возвращение в Росию. Много было напридумано об многолетних связях между Пруссом и Лениным, и многое надо бы развенчать, но пусть это подождет до следующей главы. Во 2-й главе я отправлюсь на поиски доказательств, но смогу подтвердить их близкое знакомство только на протяжении года или двух, когда Ленин прозябал в Берне, бедствуя, в запутанном своего рода тройственном союзе с Надей и Инессой, и когда ему нужен был каждый бутерброд и каждый стакан чая, которыми более обеспеченные товарищи могли бы с ним поделиться.

Рассказ начинается в трех сонных уездных городках Витебской Губернии, ныне разделенных российско-белоруской границей, на самой северной оконечности «Черты Оседлости» – территории на западе Российской Империи, куда царское правительство заключило евреев, когда попытки перекрестить или изгнать их потерпели крах. За год до рождения Вольфа на российский престол взошел Александр III, отличавшийся животным антисемитизмом. При Александре III евреям запретили селиться в большинстве населенных пунктов даже внутри Черты, обрекая традиционные еврейские городки на замкнутый круг перенаселения и нищеты.

Карта Еврейской Черты (воспроизводится с модификациями из Википедии).
Красными точками отмечены Невель, Городок и Велиж

Вольф Прусс родился 18 февраля 1883 года в Городке (да, именно так этот городишко и назывался). Там он начал учиться часовому делу у своего дяди, брата матери. По рассказу Владимира Осиповича, ему было 12 лет, когда его поймали за использованием «позаимствованных» дядиных инструментов для ремонта соседских часов. В наказание, его послали в деревню, работником в богатую семью, но мальчишку это не образумило. Семейные предания перечисляют и другие причины для изгнания Вольфа. Иосиф, его строгий и фанатичный отец, не мог терпеть непослушание сына, но мать Евгения постоянно находила добрых людей, которые могли позаботиться о ее «Воле» (или, как звала его на идише родня, Велвле). Его мать была из более образованной семьи, из большого города - Витебска, и не вписывалась в круг ультра-религиозных хасидов Городка. И сын тоже не отличался уважением к религии и традициям. Ему надо было учиться в хедере (еврейской школе), но там он так поругался с важным раввином, что заслужил проклятие (как не забывала добавить его старшая дочь Рашель, «проклятие на 10 поколений вперед»)


После этого юноша не мог найти никакого прибежища в родном уезде, и его послали в Невель, уездный городок и узловую станцию в 70 километрах от дома, учеником к мастеру Цукерману. Сначала Воля работал вообще без оплаты, за хлеб и жилье, но скоро он доказал свои способности, и Цукерман дал ему контракт на два года. Но из этого опять ничего не вышло. Юный ученик начал читать революционные прокламации, вести себя непослушно, и мастер выгнал его вон.



Теперь для Вольфа позакрывались почти все дороги, и ему пришлось отправляться в крохотный Велиж, уездный городок на верхней Двине, населенный парой тысяч евреев, и истории известный разве что как самое первое место, где уголовное дело о кровавом навете было отменено по суду (да при этом суд еще и наказал пьяницу-проститутку за ложный донос - и это еще в 1830-е! Правда, пока дело тянулось, половина обвиняемых евреев умерло в заключении). Вольф Прусс поступил учеником к суровому и жестокому мастеру Прупасу по 2.5-годичному контракту на драконовских условиях - 12-14 часов работы в мастерской и, в дополнение, работа по дому и двору - таскать воду с Двины, подметать мостовые, кормить скотину… После года такой работы, битья и брани, Вольф сбежал. но полиция поймала его и вернула хозяину. Но затем, в 1900-м году, несчастье изменило всё. Один раз 10-летний сын хозяина плохо себя вел во время субботней молитвы. Отец разозлися и швырнул сына через всю комнату. Мальчик с размаху ударился о дровяную печь, и через несколько дней умер.

После этого ужасного случая старый часовщик переменился. Теперь он больше не бушевал, не выходил из себя. Мастер Прупас стал кротким и вдумчивым учителем, и не повышал голоса даже тогда, когда Вольф после рабочего дня вместо сна читал нелегальную революционную литературу. Когда контракт закончился, Прупас умолял подростка остаться с ним в Велиже. Но, понимая, решимость Вольфа уехать, учитель не только снабдил его одеждой и деньгами, но и выправил ему бумаги от цеха часовщиков. Для Вольфа, это был настоящий билет в большой мир, ведь цеховые ремесленники с «управными свидетельствами» от местных ремесленных Управ имели право жить где угодно в Империи, даже если они были евреями (ему сильно повезло, потому что меньше чем год спустя, правительство упразднило цеха в Витебской губернии, и тем самым закрыло эту лазейку для еврейских ремесленников). Теперь молодой часовщик-подмастерье мог искать работу повсюду, даже за Чертой еврейской оседлости.

И он немедленно отправился в глубину России, для начала присоединившись к часовому делу мастера Крючковича в Белгороде. Они разъежали по сахарным заводам окрестных Курской и Харьковской губерний, ремонтировали часы и приборы, и дело кипело.

«Мачуринские бараки», месторасположение 31-й артиллерийской бригады в Белгороде. В 2013-м году там располагалась, что бы вы могли подумать, воинская часть. Фото из фотоблога ts58

Первая из батарей 31-й артбригады отправилась на восток в июле 1903 г. На этой фотографии - приезд Николая II в Белгород по случаю отправки остальных батарей на Японский театр военных действий. Май 1904 г.

Иркутский вокзал (эта и последующие железнодорожные фото - из статьи Р. Берестенева)
Теперь у Вольфа Прусса появился круг революционно настроенных друзей - студентов и гимназистов, и его собственные взгляды становились все радикальнее. Но скоро его поймали за агитацией среди солдат 31-й артиллерийской бригады в их бараках в Белгороде, и административно выслали из города. Теперь Вольф решил попытать счастья за тысячи верст от дома, на недавно построенной Транссибирской железной дороге в Иркутске. Может быть, он ожидал много работы по ремонту часов в этом кипящем активностью сибирском городе, а может быть, он выбрал Иркутск потому, что его знакомые из 31-й артбригады тоже готовились к передислокации в Восточную Сибирь, в порядке подготовке к войне с Японией.

«Королонец», пароход Якова Фризера на Витиме с 30-сильным двигателем. Сезонные линии снабжения золотых рудников включали в себя 2500 км по рекам летом, или 1000 километров на санях, запряженных верблюдами, зимой.

Фризеровские сплотки - дощатые желоба для подачи воды - в недоступном ущелье Королона
Вольфа взял на работу и поселил на своей усадьбе иркутский золотопромышленник, вероятно, Яков Давыдович Фризер, первооткрыватель несметных золотых богатств Королона. В Иркутске в те годы было тесно сплоченное, бурлящее активностью еврейское сообщество, многие из них - сибиряки уже во втором и третьем поколении, потомки ссыльных участников польского восстания 1863 года. Все эти семьи давно попережинились и породнились друг с другом; их политические пристрастия были причудливой мозаикой. Так, в августе 1903 г., двоюрдный брат Фризера, Моше Новомейский, будущий отец израильской химической индустрии, отправился в Базель представлять Иркутск на 6-м Сионистском Конгрессе (где обсуждалось, не пора ли увезти российское еврейство от царистских погромов ... в Уганду), а в то же время его зять Мандельберг, будущий депутат Государственной Думы, поехал в Лондон представлять Иркутск на 2-м съезде РСДРП.

Иркутская усадьба Якова Давыдовича Фризера сегодня

Транссиб достиг Иркутска и Байкала в 1898 году, но Кругобайкальская железная дорога по скалистому берегу гигантского озера, не вошла в строй до 1904 г. (да и после этого часто закрывалась из-за обвалов), так что в течении нескольких лет поезда пересекали Байкал на пароме летом, или вагоны тянули по льду санями зимой.

pruss1 pruss1 pruss1 pruss1 pruss1 pruss1 pruss1

Вид на Иркутск с понтонным летним мостом через могучую Ангару. С прибытием Транссиба, население города выросло до 75 тысяч.
Вольф Прусс вспоминал, как он приехал в этот город, со дня на день все больше превращавшийся в военный лагерь, как агитировал на воинских эшелонах, и снова попался. Архивы Охранки (царской секретной политической полиции) рассказывают эту историю немного по-другому. Оказывается, Охранка схватила Прусса 3 декабря 1903 года практически случайно, из-за его связи с Исааком Григорьевичем Гольдбергом и его иркутским сионистско-социалистическим кружком гимназистов (которые были заняты чтением и спорами, а совсем не революционной борьбой). «Братство», как назывался кружок, сосотояло в основном из талантливых детей местных еврейских купцов. Они решили начать с публикации нелегальной газетки, размножая ее на пишущей машинке и мимеографе по 5 копий за раз, в надежде превратить ее во всесибирский литературно-исследовательский журнал свободной еврейской мысли.
Иркутская гимназия. Большинство Братьев училось в VII (предпоследнем) классе.
Но время для такой затеи было выбрано совсем неподходящее. На Пасху 1903 года, кровавый Кишиневский погром ужаснул Россию и весь мир. Царские власти пытались отрицать свою вину в этом злодеянии, и ополчились против сионистских оранизаций за их обвинения. В мае новый губернатор Восточной Сибири запретил сионистские союзы (самый большой из которых, с 500 членами, был организован старшим братом Гольдберга). В июле иркутская полиция начала расследование сторонников сионизма. Увы, один из «братьев», Гдалий Левенсон, слишком восторженно описывал грандиозные планы кружковцев в письмах за границу, а охранка их перлюстрировала. Вскоре последовали аресты, и тут власти осознали, что в их сети попалась более крупная рыба, чем они рассчитывали: при обыске у Вольфа Прусса обнаружили множество нелегальных революционных изданий, совсем не сионистского толка.

Мимеографированный 4-й выпуск «Братства», датированный 20-м января 1903 г., открывался одой свободе слова:

Ты чудо из божьих чудес
Ты мысли светильник и пламя
Ты луч нам на землю с небес
Ты нам человечества знамя;
Ты гонишь невежество, ложь
Ты вечною жизнию ново
Ты к правде, ты к счастью ведёшь
Свободное слово

Иркутский Тюремный Замок в 1885 г. В 1904-м году подследственные содержались в том же самом здании, к тому времени возрастом уже под 50. И оно до сих пор используется как следственный изолятор! Только одну из камер, где сидел «Верховный Правитель» адмирал Колчак перед расстрелом в 1920-м, переоборудовали в музей.
Остальных арестованных мальчишек из «Братства» отпустили очень быстро, но Вольф Прусс застрял в Иркутском Тюремном Замке почти на год. Обвинения включали членство в нелегальной подрывной организации (статья 318 Уложения о Наказаниях 1866 г. - это обвинение потом сняли за недостаточностью улик), изготовление или распространение нелегальной противоправительственной литературы (статья 251), и создание протвоправительственных текстов для собственного употребления (только что криминализованное 132-й статьей нового Уголовного Уложения 1903 г.). Полиция гордилась своей удачей. Три года спустя Жандармерия даже напишет в обзоре своей работы в революционные годы, что аресты "Братства" якобы были плановой операцией против социал-демократии!


Мартов (сидит справа) и Ленин (сидит в центре), в те годы еще близкие союзники в первом социал-демократическом союзе России, на фото 1897 г. (Википедия)
В советской историографии непомерное значение уделяли фракциям и расколам российских социалистичистических движений, и, главное, кто и когда был на стороне Ленина. Ленинское крыло социал-демократии только-только приняло для себя знаменитую кличку «большевики», когда они окончательно откололись от умеренного крыла главного оппонента Ленина – Юлия Мартова – на съезде в августе 1903 г. Официальная легенда Большевизма связывала его рождение с ленинской «Искрой», и как раз перепечатки из «Искры» были в числе материалов, конфискованных у Вольфа. Не удивительно, что поздне-советские авторы подхватили этот факт и поспешили продекларировать, что «конечно» юный Прусс был настоящим большевиком! Ничто не может быть дальше от истины; эти статьи, перепечатанные из «Искры», были написаны не кем иным как Мартовым – в полемике с Лениным, как призыв к умеренности и постепенному строительству революционного движения. Другие публикации Мартова также были найдены при обыске у Прусса. Действительно, весь Сибирский Социал-Демократический Союз, базировавшийся тогда в Иркутске, твердо стоял с «меньшевиками» Мартова против большевизма. Таким образом, мы можем четко определить партийную принадлежность Вольфа Прусса как умеренного социал-демократа.


Исаак Гольдберг, 1884-1939

Исаак Гершевич (Григорьевич) Гольдберг - безусловно, самый знаменитый из друзей Вольфа Прусса в этой руской главе его жизни. Гольдберг родился в Иркутске в семье ссыльного кузнеца, дети которого остались в Сибири, когда отец вернулся домой, и добились коммерческого успеха в торговле металлопродуктами и механике. Исаак был младшим в семье, но уже подающим надежды писателем, чья первая повесть уже увидела свет в 1903-м году. Как и большинство кружковцев «Братства» – Левенсон, Файнберги. Левенберг, Эльяшевич, Прейсман, Винер, Азадовский, Виник - Гольдберг стал только радикальнее во взглядах после первого ареста, и вскоре присоединился к вооруженным ячейкам эсеров. Его сослали в места еще более отдаленные. Вернувшись в Иркутск 1912 году, Гольдберг опубликовал серию рассказов о ссылке. После падения монархии он был членом городского совета от партии эсеров. Со временем он стал не только влиятельным писателем, но и ментором писательской молодежи и организатором литературного общества. Арестован и убит в 1937 г. Недавно иркутский журналист и блоггер Максим Куделя опубликован замечательное исследование жизни Гольдберга.
Вольфу не предлагали выйти из заключения под залог до 20 июля 1904 г., но 1000 рублей (примерно 14 тысяч USD нынешними деньгами) он собрать не мог. Лето уже шло к осени, когда, наконец, замаячил проблеск надежды. У императора родился наследник, и держава отметила это всеобщей амнистией политическим. Остающиеся обвинения подлежали закрытию. Шестеренки бюрократической машины прокручивались медленно, но, наконец, Вольфа выпустили из тюрьмы, а к декабрю разрешили и уехать из Иркутска. Он сообщил властям, что вернется домой в Витебскую губернию, но товарищи знали, что Вольф уже решил покинуть Россию. Однако к этому моменту положение в стране стремительно катилось под откос. Война с Японией шла к поражению; в конце декабря пал Порт-Артур, главная российская база на Востоке; общества взаимопомощи рабочих, созданные с благословления властей как альтернатива социалистическим организациям, становились все самоувереннее и требовательнее с каждой неделей.

Вольф Прусс в 1904 г. перед отъездом из Иркутска. Фотография подписана «Дорогому Израилю» на обороте.

В начале января, более 100 тысяч рабочих Санкт-Петербурга забастовали, и шествие в воскресенье 9 января 1905 года собрало 150 тысяч участников, вышедших просить царя о 8-часовом рабочем дне, гражданских свободах и Конституционном Собрании. Демонстрантов встретили войска ружейным огнем, сотни людей погибли, и после Кровавого Воскресенья вся страна полыхнула огнем Первой Российской Революции.

Пик влияния Бунда был во времена революции 1905-1907 гг. Затем Бунд постепенно пришел в упадок, но Белосток оставался верной базой Бунда вплоть до Холокоста. Эта фотография первомайской демонстрации бундовцев в Белостоке в 1934 г. - из википедии

Любопытно, что этот провинциальный еврейский город уже заслужил упоминание на другом из моих блогов, как, волей случая, столица польского и руского танго и вальса в годы советской оккупации в начале 2-й мировой войны.
Очевидно, Вольф Прусс планировал нелегально пересечь немецкую границу с помощью товарищей по социал-демократии, но в хаосе первых дней революции застрял в Белостоке, крупном еврейском узедном городе в 80 километрах от границы (ныне в Польше). Белосток и весь Северо-Западный Край были охвачены всеобщей забастовкой. Вольф писал, что он не мог находиться там легально и скрывался на конспиративной квартире. Пламя революции на северо-западе раздувал Бунд, влиятельная еврейская фракция социал-демократии, в свое время также созданная Юлием Мартовым, и заодно с мартовцами порвавшая с большевизмом в 1903 г.

Вольф Прусс пробыл в Белостоке менее недели, когда его арестовали в рейде на конспиративную квартиру, где полиция также нашла склад оружия. После нескольких ночей в переполненных камерах местных тюрем, его отконвоировали в Вильну (Вильнюс), столицу Северо-Западного Края. Власти все еще не знали его настоящее имя. Пока Вольф прозябал в виленской тюрьме инкогнито, восстание в Белостоке набирало силу. 21-го февраля 1905 г. в стычке с эсерами и польскими социалистами был убит полицейский пристав Николай Ельчин. Отряды вооруженных анархистов контролировали целые улицы города. Хотя, скорее всего, Вольф в это время работал с Бундом, нельзя исключить возможность связей с эсерами или анархистами. Товарищи, наконец, добились освобождения Вольфа 25-го февраля. Он был готов отбросить планы эмиграции, и писал друзьям, что не может устоять против азарта революцонной борьбы в пробуждающейся России.

Но к апрелю 1905-го года иркутские связи снова подставили его под удар, когда в полицейской операции против ячеек социалистов был арестован его старый иркутский товарищ, Владимир Федорович Хардин. У Хардина нашли письмо от «W.P», отправленное из Вильнюса 26 февраля 1905 г. 29-го апреля 1905 г. Охранка пришла к выводу, что «W.P.» – не кто иной, как Вольф Прусс, покинувший Иркутск 15-го декабря 1904 г. (В.Ф. Хардин, русский уроженец Сорочинска, казацкого поселения в предгорьях Южного Урала, был на 6 лет старше Вольфа, и тот обращался к нему по имени-отчеству, как к уважаемому старшему другу. Позднее Хардин стал издателем, опубликовавшим путеводители и справочники по Иркутску перед революцией 1917 г. Он был расстрелян в Иркутске в разгар сталинского террора в 1938 г.). Теперь, когда его конспиративное прикрытие распалось, Вольфу оставалось только бежать из России. И он отправился в поисках убежища в Швейцарию - страну, которая заботливо выпестует обе его заветные страсти - мечту о социальной справедливости и любовь к часовому делу.

География юных лет Владимира Осиповича Прусса в России

4 comentarios:

MOCKBA dijo...

По данным диссертации иркутского историка Метелкиной, у Прусса вообще не было тесных связей с Иркутскими кружковцами-гимназистами, а взяли его потому, что он дал Гольдбергу почитать одну популярную книжонку, "Сказание о царе Симеоне" Волховского. Феликс Волховский, старый народоволец, поэт и публицист, к тому времени уже бежал из Иркутска через Владивосток в Лондон, и присоединился к эсерам. Если "Сказание" действительно попло в руки Гольдберга от Прусса, то выходит, что и эсерские издания у него тоже были - по крайней мере, если не полит-памфлеты, то народные сказки...

pera dijo...

Читаю в Вики, что возводить кровавый навет на евреев запретил ещё Александр I. в 1817-ом году. Недаром пищут о нём, что первый русский царь-реформатор, хотя после наполеоновских войн сменил свой политический курс. На реакционный...

Что касается политических воззрений членов разного рода социалистических движений на грани двух столетий, мне кажется, что тут очень много вариаций, оттенков и переходов одного в другого. Раскольников и сторонников объединения всегда было полно, если не ошибаюсь, Мартов в своих воспоминаниях пишет о едином процессе русской революции (1917-ого г.), то есть он не различал так строго меньшевистскую и большевистскую фазы, как сейчас принято не только в российской, но и в мировой историографии.

Причастность Вольфа к российскому революционерству ни к чему хорошему не могло конечно привести... Но пока Альпы! :)

Károly Payer dijo...

продолжать пожалуйста

MOCKBA dijo...

после 14 сентября...