Маяк революции

Во время перестройки – в 1989-ом году – открылся в Москве мемориальный музей Владимира Маяковского. Выставку устроили в бывшей квартире поэта недалеко от центра КГБ. У входа лысый Маяковский встречает нас с большим ртом (Да ещё какой большой был у него!), голова не очень гостеприимная, немного похожа на Муссолини.


Проходя мы натыкаемся на букинистический магазин, на стене которого висят разные инсталлации, сделанные к текстам Маяковского в духе столетнего авангарда. Интересны сваренные «статуетки», но я больше наслаждаюсь ошеломляющими, и ныне свежими и современными предложениями поэта. Название выставки «Триумф и трагедия».


В первой витрине собраны экспонаты рождения и детства. Родился Маяковский в солнечной Грузии, но от русских родителей. Владел он двумя родными языками, на других языках он не говорил. Непереводимые исповедальные выражения сравнивают Грузию к земному раю.


Хотя позже он отрицательно высказывается о классиках 19-ого века, воспитывается на них и любит их: Онегина наизусть знает! (Будучи уже футуристом говорит о Толстом: «Лев Николаевич светская сплетница!»



Интерес к политике пробуждается у него в кутаисской гимназии. В повороте подростка к политике сыграла большую роль японская война 1904-05 годов и впоследствии вспыхнувшaя первaя русскaя революция. В 48 лет умирает его отец от заражения крови, семья переселяется в Москву. (Условия смерти отца на всю жизнь оставляют глубокий отпечаток в нём, потому что страшно боится любых, малейших заражений, на длинные путешествия берёт собой свой тазик и исключительно в нём умывается. Интересно, что в немом фильме, просмотренном мною в музее, в котором Маяковский играет главную мужскую роль – Барышня и хулиган – есть сцена в кабаке, где хулиган заказывает напиток, актёр Маяковский не воздержался и тщательно посмотрел дно стакана, вымыт ли он. В сценарии такого не было, но привычка опасения сработала в нём.


В 1907-ом году начинается московская жизнь, четырнадцатилетний парень занимается иллегальной деятельностью, в 1900-ом году вступает в партию большевиков. Три раза будет под арестом, из которых последний самый серьёзный. Там начинает интересоваться искусством, стихи пишет и рисует. Возрастающее сознание подчёркивается ростом, он будет выше 190 сантиметров. (Его первая любовь, дочка известного архитектора, Шехтеля называет молодого поэта революционера «мой жираф».) Мысль об общественной революции связывается с рывком в искусстве. Он в Москве познакомился стакими художниками соратниками как Татлин, Малевич, Хлебников и другие. Отец русского футуризма, Давид Бурлюк однажды, прослушав его стихи, называет его гением.


Из «старых» художников передвижников Репин обращает на него внимание. Ему хотелось написать портрет Маяковского, прежде всего волнует Репина пышная голова с волосами как прволока. Но на назначенное время поэт сбрил себе голову, он пришёл совершенно лысый. Репин очень обиделся…


После победной революции он получает одну комнату на Лубянке – там сейчас музей. Это была коммуналка в старом добротном московском доме, национализированном большевиками. Здесь живёт и работает поэт. Привeрженец революции в 1924-ом году получает четырёхкомнатную квартиру на Арбате, где живёт с Лилей Брык, но рабочим кабинетом остаётся комнатушка на пятом этаже. Здесь будет написано прощальное письмо в 1930-ом году.


В эпоху НЭП он съезжает в Америку. Поездку организует старый друг Бурлюк, который после 1917-ого года эмигрировал и стал крупным предпринимателем в США.


В последние годы состоится премьера сатиры «Клоп». Пьеса поставлена на сцену Мейерхольдом, она даёт резкую критику нового режима; oн испытывает страх за революцию, видит всепоглощающий бюрократизм, возрождающий мир чиновников. «Клоп» имеет ещё успех, несмотря на недовольство в официальных кругах. Однако «Баня» уже полный провал.



Он очень боялся зубного врача, поэтому зубы у него плохие, неполные. Нет такой фотографии, на которой Маяковский улыбается.


В музее огромный, наполненный кровью таз символизирует, что сталинский режим становится всё строже. На печатном станке сильнее закручивают гайки.


О смерти: главный виновник власть. Сам Маяковский пишет, «я перестал быть художником, я стал чиновником». У головы мёртвого поэта падает вниз том Ленина, значит главная причина невыносимость власти. За самоубийством стоит разочарование в революционных идеалах, и в частности сложные отношения с Лилей. В роковые дни женщина покидает его, пребывает за границей, позднее утверждает, что если бы она была с поэтом, не случилось бы всё это.


«Всем
В том, что умираю, не вините никого и, пожалуйста, не сплетничайте. Покойник этого ужасно не любил.
Мама, сёстры и товарищи, простите – это не способ (другим не советую), но у меня выходов нет.
Лиля люби меня.
Товарищ правительство, моя семья - это Лиля Брык, мама, сёстры и Вероника Витольдовна Полонская. Если ты устроишь им сносную жизнь – спасибо…»


Обращение на вы он перечеркнул! С властью Маяковский говорил на ты, но устанавливающийся, страшнее царского деспотизм эту фамильярность всё в меньшей степени терпел. Его поэзия является может быть самым прочным наследием одной общественной попытки, потерпевшей полную неудачу.

Маяковский хотел сбросить классиков с парохода современности. Неужели его тоже надо выбросить из компьютеров?


No hay comentarios: